Ценовая позиция в маркетинге определяется ценовой политикой, стратегией и тактикой. Ценовая политика позволяет придерживаться определённых принципов, устанавливая плату за материальные и интеллектуальные продукты и услуги. Политика лежит в основе разрабатываемой стратегии. Ценовая стратегия — это набор положений, согласующихся на долгое время и определяющих становление стоимости на рынке товаров и услуг ради того, чтобы лучшим образом обеспечить сбыт. Стратегия напрямую влияет на важнейшие решения, от которых зависит почти всё развитие данной организации. Тактика оказывает влияние на прибыль. Тактика — манипулирование позицией, например, надбавка или скидка, сокращение расходов, увеличение объёма продаж, сокращение переменных затрат или повышение цены.
Главные задачи ценовой стратегии на рынке: извлечение самой большой прибыли, какую только можно получить; увеличение выручки; повышение конкурентоспособности; достижение определённого уровня рентабельности.
Распространенные стратегии:
- политика ценообразования — политика, позволяющая выявить с позиции маркетинга уровень стоимости и их предел по отдельно взятым группам продуктов.
- стратегия управления ценовой позицией — меры, поддерживающие совместимость стоимости с вариациями и характеристиками спроса. Когда менеджеры используют низкие ценовые значения, они стимулируют спрос продажей изделий, у которых не защищён патент, по низкому ценовому значению. Такую продукцию вытесняют с рынка конкурентов и заполняют его важную часть. Потом плата со стороны потребителя становится выше. Когда ценовая позиция повышается, потребитель реагирует отрицательно. Поэтому есть разновидность стратегии, предполагающей отказ от дальнейшего увеличения ценовых позиций и даже их уменьшение. Тогда прибыль растёт благодаря значительному объёму продаж, понижению производственных расходов и широкому сбыту продукции под воздействием эффекта масштаба.
- Стратегия предельно низких ценовых позиций в маркетинге — в назначении более низкого ценового значения, чем у большей части конкурентов. Таким образом, можно продержаться на рынке очень долго. Например, французская торговая сеть «Ашан» давно обеспечивает покупателя продукцией по низкой стоимости. Дорогие продукты не попадают на полки магазина. Хотя там скромное внутреннее убранство и не такой большой выбор, а центр находится далеко от центра города, людям нравится в целях экономии ездить на окраину.
- Политика высокой стоимости, называемая по-другому стратегией «снятия сливок» — предполагает продажу товара по изначально завышенным ценовым значениям с постепенным снижением. При внедрении вариант стоит дорого, потом дешевле. Сначала производят дорогие вещи, которые затем падают в цене. Если изделие обладает высоким качеством и защищено патентами, то оно обладает чем-то притягательным для готового платить большие деньги покупателя. Снижая стоимость, важно учесть реакцию потребителей, которые могут подумать, что скоро на место этого продукта придёт новый, более передовой.
- стратегия единых ценовых позиций предполагает назначение одной и той же стоимости, независимо от того, где находятся покупатели и покупают ли товары онлайн или офлайн. Это увеличивает доверие между производителем и потребителем.
Редкие стратегии
Стратегия стабильных, или стандартных, неизменных цен — это продажа продукции по одной и той же цене на протяжении долгого времени. Продукцию может приобретать любой человек по одинаковой цене очень долго, где бы продукция ни продавалась.
Стратегия дифференцированных ценовых значений сообразуется с различиями между покупателями. Предприниматель определяет шкалу скидок и надбавок для разных потребителей с учётом характеристик и мест расположения, временных рамок, модификаций товаров.
Стратегия льгот в маркетинге — разновидность, предполагающая, что, если потребитель заинтересован в покупке продукта, стоимость будет льготной. Стратегия дискриминационных цен применяется лицам, которым товар крайне интересен, и к нежелательным покупателям.
Другая ценовая политика:
- политика двойного ценообразования в маркетинге основывается на действии в одно время двух тарифов на связанные друг с другом товары и услуги. Например, в Диснейленд вход стоит дорого, а использование аттракционов — дешево.
- политика, связанная с гибкими позициями, предполагает большую скорость изменения стоимости, сообразуясь со спросом и предложением. Применима во время заключения индивидуальных контрактов по каждой из партий неодинаковых товаров.
- политика, связанная с лидером в маркетинге, предполагает установление такой же цены, что и у главного конкурента. Стратегия обычно проводится при невозможности других стратегических разработок.
- противодействия ценовой прозрачности в маркетинге мешает потребителям сравнивать цены конкурентов. К примеру, Sony меняет номера моделей, поставляя их различным розничным торговцам. От этого потребители не уверенны в том, что речь идёт об одинаковых моделях.
Психологические стратегии в маркетинге
В маркетинге есть следующие ценовые стратегии:
- политики в маркетинге, основывается на психологии человека.
- престижных цен в маркетинге, предполагает продажу по самым высоким позициям, что действует на покупателей, любящих престижность товара.
- Политика неокруглённых ценовых значений, в маркетинге предполагает назначение цен ниже круглых чисел. Покупатель думает, что стоимость устанавливаются продавцом на минимальном уровне и заботится о честности и о доступности продаваемого товара.
- Политика ассортиментного ценообразования используются в том случае, если в ассортименте присутствуют взаимодополняющие товары. Для них устанавливаются разная плата.
Вариации стратегий встречаются в сторону повышения или понижения цены в зависимости от ситуации.